Психотерапия при органических заболеваниях центральной нервной системы и психозах

Одной из сложных задач психотерапевтического процесса является повышение толерантности больных к эмоционально-стрессовым факторам. Реализация этой задачи возможна у больных с интеллектуальной сохранностью и требует от врача большого терпения и труда в связи с особенностями личностных изменений у больных эпилепсией. Первостепенное значение в решении этого вопроса имеет рассудочная психотерапия, которая должна строиться в форме диалога по принципу обратной связи. С больным необходимо обсудить различные ситуации, в которых отмечается его эмоциональная неустойчивость, вскрыть ее причины и дать адекватные образцы поведенческой тактики. При перестройке отношения больного к психотравмирующим факторам следует детально разобрать взаимоотношения, сложившиеся в семье, на производстве и т. п. При этом не следует сразу же прямо заявлять об ошибках больного, допускаемых в этих взаимоотношениях, вначале лучше занять позицию союзника и не идти на конфронтацию и лишь в дальнейшем косвенным путем следует обратить внимание больного на эти ошибки.

Необходимо также призвать больного к самокорректирующей, самовоспитательной работе, в которой важное место занимают методы психической саморегуляции и, в частности, аутогенная тренировка. Используя тренировку для повышения толерантности больных к эмоционально-стрессовым факторам, помимо формул самовнушения, направленных на создание эмоционального равновесия, следует включать и формулы, прогнозирующие адекватную поведенческую тактику в психотравмирующих ситуациях. Особое место в психотерапевтическом процессе занимает гипносуггестивное купирование эпилептических припадков. А. Ш. Вольф (1958, 1965) отмечал, что при погружении больных эпилепсией (симптоматической) в состояние гипноза на электроэнцефалограмме отмечается исчезновение патологической активности, вновь возникающей после дегипнотизации. В связи с этим автор считал целесообразным введение психотерапии в комплексное лечение больных эпилепсией. Об успешном применении гипноза в лечении свидетельствуют наблюдения как отечественных (М. С. Лебединский, 1959; К. И. Платонов, 1962; П. И. Буль, 1974; В. Е. Смирнов, 1979), так и зарубежных авторов (W. Wolf, 1961; A. Schultz, 1967).
R. Dreuer (1960), анализируя исследования А. Шульца по психотерапии эпилепсии, приходит к выводу, что психотерапия (гипноз, аутогенная тренировка и др.) может помочь непосредственно в купировании припадков, и в течение короткого промежутка времени можно достичь ощутимых результатов. По его мнению, «чем шире в принципе нечеткие границы эпилепсии, тем большее значение приобретает специальная психотерапия».
Прямые показания к гипнотерапии имеются у больных с условно-рефлекторным характером эпилептических припадков, эпилептическими припадками, обусловленными эмоционально-стрессовыми ситуациями, различными астено-невротическими наслоениями и истерическими включениями.
До проведения гипнотерапии врачу необходимо в целях построения формул внушения изучить «Структуру» эпилептического припадка в рамках понятий, сложившихся у больных о припадке. Выяснить детально, имеют ли значение какие-либо ситуации в их возникновении. Уточнить сведения о первом припадке и дальнейшей динамике их развития, связь с социальными, природными факторами и т. п. Следует помнить, что больные эпилепсией не всегда помнят о проявлениях своего недуга и могут давать искаженную информацию. Целесообразно иметь объективный анамнез. Не следует заверять больного в том, что припадки будут купированы на первом же занятии, необходимо дать лечебную перспективу, отражающую последовательное, постепенное их урежение. Содержательная часть гипносуггестивных воздействий должна строиться не по шаблону, а дифференцированно, в зависимости от особенностей развития клинического течения эпилепсии. Так, при условнорефлекторном характере припадков и припадках, первично обусловленных эмоционально-стрессовыми факторами, мы отметили наибольший эффект при использовании гипносуггестивной репродукции ситуаций, предшествовавших первому, а затем последующим припадкам. При этом нельзя допускать развития припадка и пытаться купировать его императивным внушением, прогнозировать хорошее самочувствие. Формулы внушения, утверждающие отсутствие припадков в дальнейшем, опосредуются при репродукции ситуаций последнего припадка. Как правило, репродукции подлежат ситуации первого припадка и затем наиболее значимые в эмоциональном плане (запомнившиеся) для больного. Обязательно называется год, в котором произошел припадок, месяц, день, затем время дня. Например: 1967 год, апрель, 10-е число 17 часов (повторяется). Таким образом, ситуация припадка воспроизводится в обычных временных интервалах от 5 до 30 занятий. Следует отметить, что первые занятия имеют не только терапевтическое значение, но и диагностическое, устанавливаемый раппорт позволяет детально изучить ситуации, предшествующие припадку, и внести коррекцию в проведение последующих этапов лечения.
Если в клинике эпилепсии имеются астено-невротические или истерические явления, то содержательная сторона внушения направлена на их купирование. При построении формул внушения во всех случаях и особенно при наличии припадков следует эти формулы направлять на активацию компенсаторных механизмов головного мозга, купирование вегето-сосудистых и различных соматических расстройств.
В своей практике мы широко пользуемся опосредованием и потенцированием препаратов в гипнозе, создавая при этом установку на их высокую эффективность, что позволяет снизить дозировки и в дальнейшем достигнуть положительных результатов в купировании эпилептических припадков.
Как мы указывали выше, аутогенная тренировка в комплексном психотерапевтическом процессе находит широкое применение у больных эпилепсией как метод саморегуляции эмоционального состояния.
В последние годы делаются успешные попытки модифицировать аутогенную тренировку для больных эпилепсией с целью купирования припадков. Так, известны факты, что некоторые больные могут самостоятельно, путем определенных волевых усилий или эмоциональных состояний, отвлечений, предотвратить развитие эпилептических припадков. Как правило, эти «навыки» индивидуальны. Мы полагаем, что обучение навыкам купирования эпилептического припадка возможно лишь в том случае, если тренировка адаптирована к тому или иному больному с учетом его личностных особенностей и клиники заболевания.
Наиболее целесообразно применение аутогенной тренировки с целью купировать эпилептический припадок у больных в стадии ауры. Индивидуальное построение тренировки для этих больных строится на данных детального изучения
ауры, основных ее компонентов; включаются упражнения, направленные на выработку противоположных отраженным в ауре чувств.
Большое значение мы придаем формулам внушения, направленным на осознание своего «я», способности самоуправления и самоорганизации. Следует отметить, что у больных эпилепсией нельзя вводить установку на глубокое дыхание с целью предупредить гипервентиляцию. Общим для всех является освоение расслабления, в то же время чувства тяжести, тепла, прохлады тренируются избирательно в зависимости от того, насколько эти чувства можно противопоставить компонентам, входящим в структуру ауры.
Следует согласиться с В. Е. Смирновым (1979), что при проведении аутогенной тренировки у больных эпилепсией не следует фиксировать внимание на чувстве тяжести, а в конце тренировки необходимо рекомендовать подключение формул, направленных на просветленность сознания, хорошее самочувствие, бодрость и т. д.
При решении вопросов ресоциализации больных эпилепсией необходимо особое внимание уделять их трудоустройству с учетом известных ограничений. М. Л. Акименко и О. Н. Якунина (1977) отмечают, что припадки у больных эпилепсией не наблюдаются при выполнении интересующей их работы. В связи с этим необходимо при трудоустройстве обращать внимание на заинтересованность больных в выполнении той или иной работы и учитывать их эмоциональное состояние.
В психотерапевтическом процессе, направленном на ре-социализацию больных, ведущее место занимает семейная психотерапия, базирующаяся на изучении внутрисемейных взаимоотношений.
В заключение следует подчеркнуть, что характерные для эпилепсии изменения личности больного несколько затрудняют проведение психотерапии, а при деградации личности практически исключается возможность ее применения. Однако при умелом и творческом подходе она может дать положительные результаты.

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.