Психотерапия при органических заболеваниях центральной нервной системы и психозах.

Следующее занятие посвящается непосредственному обучению больного имитации сна по составленному им и отредактированному врачом сценарию.
Примерный сценарий по непосредственному выполнению имитации ночного сна: «Я представляю себе мысленно, что я отработал полностью рабочий день, несколько утомлен и испытываю легкую вялость, усталость, сонливость. Я нахожусь в обстановке, предрасполагающей ко сну (домашняя обстановка), при этом мне неудержимо хочется спать. Я ложусь в постель, принимаю излюбленную позу, закрываю глаза, немного фантазирую, вспоминаю для себя моменты дня и погружаюсь в сон с прочувствованием всех ранее знакомых мне признаков засыпания: приятного расслабления в ногах и легкой тяжести, чувства тепла в руках и теле, легкого головокружения, сопровождающегося образным представлением леса и голубого неба, т. е. создаю образ глубоко спящего человека».

При выполнении данного задания врач спокойно следит за поведением больного. Иногда при проведении сеанса имитации (если больной нечетко выполняет тот или иной элемент), врач вносит коррекцию: «Примите более естественную позу… не жмурьте глаза… дышите глубоко и спокойно» и т. д. Коррекция проводится в спокойном императивном тоне. Сеанс длится 15—20 мин.
При анализе выполнения больным данного задания врач прежде всего разбирает с ним внешние признаки поведенческой картины сна, в частности состояние мышц лба,
век, положение глазных яблок, мышц нижней челюсти, шеи, положение головы, состояние дыхания и т. п., указывает на неправильность выполнения тех или иных элементов имитации. Дальнейшее обучение (приобретение навыков) проводится в группах по 4—5 человек. При групповом проведении занятий по имитации засыпания и ночного сна предлагается по очереди каждому больному в течение 5—10 мин имитировать глубоко спящего человека, а затем степень усвоения навыка каждым обсуждается всеми больными.
В общие психотерапевтические мероприятия, направленные на коррекцию сна, целесообразно вводить аутогенную тренировку с тонизирующим (утром) и седативным (вечером) вариантами самовнушения.
Тонизирующий вариант (после общих формулировок релаксации): «Я хорошо отдохнул, освежился, дыхание становится чаще, я испытываю прилив сил и энергии, по всему телу пробегает бодрящий озноб, я словно принял душ, дыхание частое, ритм сердца ускоряется, голова ясная, голова светлая, я бодр и энергичен» и т. д.
Седативный вариант (после формулировок общей релаксации): «Я успокаиваюсь, я спокоен, ничто меня не тревожит, не отвлекает, я совсем успокоился, лицо расслабленное, дыхание свободное, дыхание равномерное, дыхание замедленное, мои руки вялые, мои руки расслаблены, мои ноги расслаблены, мои ноги вялые, приятная лень, чувство приятной усталости, внутреннее спокойствие, приятное утомление, лень нарастает» и т. д.
Оговаривая вопрос применения тренировки в комплексной терапии больных эндогенной депрессией, следует отметить, что этот метод имеет важное значение главным образом на этапах реабилитации больных вне стационара, так как сроки, затраченные на обучение, не всегда совпадают со сроками пребывания больных в стационаре. Основная направленность аутогенной тренировки данного контингента больных синдромологическая. Поэтому не следует переоценивать ее значение в самокоррекции состояния больных депрессией. Ошибочным будет создание установки больного на первостепенную значимость тренировки в лечении, так как она так же, как и наркопсихотерапия, гипнотерапия, является вспомогательным методом.
Отметим, что при обучении аутогенной тренировке больных эндогенной депрессией музыкальное сопровождение следует использовать только после выяснения индивидуальных реакций на тональность музыкальных произведений ввиду того, что часто даже самая индифферентная мелодия способствует развитию у таких больных отрицательного эмоционального фона.
Особенность клиники заболевания — тягостные переживания, снижение интереса к окружающему, чувство безысходности и т. д. — влечет за собой, как правило, изменение системы отношений больного в микросоциальной среде, его социального статуса. При этом большую роль играют личностные особенности больных, их реакции на болезнь, пре-бывание в психиатрическом стационаре и т. п., что в свою очередь обосновывает необходимость введения в комплекс лечебных мероприятий групповой психотерапии, направленной на перестройку системы значимости жизненных ценностей, коррекцию личностных реакций на формирование адекватных форм адаптивного поведения и ресоциализацию больных.
При проведении групповой психотерапии с больными эндогенной депрессией психотерапевт должен учитывать особенности заболевания. Необходимо создать атмосферу психологической поддержки со стороны других больных, исключить конфронтационное, недоброжелательное отношение к ним. В случае возникновения каких-либо конфликтных ситуаций в группе, касающихся больного, непонимания его членами группы психотерапевт занимает позицию поддерживающего, понимающего, сочувствующего человека, корригирующего создавшиеся в группе отношения.
При подборе группы, как полагают С. В. Днепровская и В. И. Кашкаров (1977), не следует исключать пациентов, резко контрастирующих с больными депрессией. Необходимо привлекать к групповой психотерапии больных с различной глубиной депрессии для создания «лечебной перспективы».
В комплексной терапии больных наряду с индивидуальными и групповыми формами психотерапии важное значение приобретает семейная психотерапия. Необходимость включения ее основывается прежде всего на существующей, как правило, семейной дезадаптации. Всегда надо помнить о том, что если социальной опорой в стационарных условиях являются врач и медперсонал, то в дальнейшем такой опорой должна стать семья, в которую возвращается после выписки больной.
Эпилепсия (генуинная и симптоматическая) является по своей природе органическим заболеванием, и в ее лечении предусматривается прежде всего применение различных противоэпилептических средств. Однако, наряду с медикаментозной терапией, важное значение имеет проведение психотерапевтических мероприятий.
Остановимся на некоторых фактах, обусловливающих целесообразность введения психотерапии для этого контингента больных. С. А. Громов, И. С. Сафонова, Б. А. Сисин (1980), изучая особенности изменения личности у больных эпилепсией, у 50% из них выявили преобладание невротических реакций с фиксацией на жизненных затруднениях, реакциями самообвинения, чувством собственной неполноценности; у 25% больных отмечена некритичная оценка себя и своих возможностей, неадекватно высокий уровень притязаний со склонностью к реакциям обвинения окружающих, агрессии. Эти больные эгоистичны, считают себя «борцами за справедливость», отличаются высоким уровнем социальной дезадаптации с элементами психопатоподобного поведения и снижением интеллекта. Авторы выделяют также руину больных (25%), которые адекватно относятся к себе и своему заболеванию, обладают достаточными возможностями самоконтроля и саморегуляции, хорошо социально адаптированы.
Существуют различные факторы, способствующие возникновению эпилептических припадков. Наиболее значимыми среди них являются эмоционально-стрессовые или хронические психотравмирующие ситуации, выполняющие во многих случаях роль пускового механизма, а также условнорефлекторная фиксация эпилептических припадков.
Следует отметить, что разнообразие клинических форм эпилепсии и различная степень психических нарушений у больных требуют применения индивидуальных форм психотерапии с дифференцированной направленностью психотерапевтического процесса, основанного на тщательном изучении анамнеза и клиники. В задачу психотерапии входит решение следующих вопросов: создание адекватных личностных установок больного на болезнь и проводимую терапию; повышение толерантности больных к эмоционально-стрессовым ситуациям; гипно — и аутосуггестивное купирование судорожных припадков; ресоциализация больных.
Рассмотрим некоторые особенности реализации названных задач. Создание адекватных личностных установок на болезнь и проводимую терапию, как правило, проводится в индивидуальных психотерапевтических беседах. Беседы, как и весь психотерапевтический процесс, строят с учетом характерологических особенностей больных эпилепсией. При этом врачу необходимо быть крайне осторожным в своих высказываниях, следить за смысловым содержанием рекомендаций, не допускать авторитарного и директивного тона. Обстоятельность первых бесед, проводимых в доброжелательном тоне, с конструктивным решением всех вопросов, касающихся больного, является залогом успеха психотерапии на последующих этапах лечения. В первых же беседах необходимо раскрыть больному патогенетическую сущность его болезни и обосновать необходимость медикаментозной терапии. Учитывая склонность больных эпилепсией к точности и пунктуальности, необходимо конкретно определить временные интервалы приема лекарств, а также проведения других лечебных, диагностических и режимных мероприятий. В случае, когда терапевтический процесс требует определенного подбора противосудорожных средств путем апробации того или иного препарата, целесообразно сразу же сказать об этом больному.

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.